Добродетель религии в этическом учении Фомы Аквинского

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-34-46

Ключевые слова:

философская этика, христианская этика, добродетель религии, есте­ственная религия, средневековая схоластика, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с адаптацией Фомой Аквинским цице­роновского учения о добродетели религии как «потенциальной части» добродетели справедливости. Фома разрабатывал свою этическую систему, опираясь на фундамен­тальные принципы и понятия моральной философии Аристотеля и других античных мыслителей, однако эта его работа осуществлялась прежде всего в интересах христи­анской теологии. Соответственно, его важнейшей задачей было согласование озна­ченных принципов и понятий с требованиями библейской монотеистической картины мира. Формулируя свое учение о добродетели религии, Аквинат активно обращался к творчеству Цицерона, у которого заимствовал в том числе и само определение рели­гии. Тем не менее некоторые аспекты цицероновской философии не могли быть инте­грированы в этику Фомы. Для Цицерона добродетель религии была естественной и приобретенной в аристотелевском смысле хабитуации – как и другие добродетели, связанные со справедливостью. Аквинат же, следуя своим базовым теологическим установкам, соотносил добродетель религии с теологическими добродетелями, бла­годаря чему она необходимо приобретала характер сверхъестественной влиянной доб­родетели. Не признавая естественность добродетели религии, Фома тем не менее был готов допустить естественность религиозного поведения, находящего выражение в определенных действиях (молитва, жертвоприношение и т.п.). Как представляется, в этом (отчасти парадоксальном) подходе прослеживается своего рода уступка антич­ной философской традиции, а также стремление согласовать теорию с эмпирически наблюдаемой универсальностью некоторых религиозных практик.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Алексей Валентинович Апполонов , Институт философии РАН

    доктор философских наук

Загрузки

Опубликован

2024-12-27

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Добродетель религии в этическом учении Фомы Аквинского. (2024). Этическая мысль | Ethical Thought, 24(2), 34-46. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-34-46

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)