Иерархия этических принципов научной деятельности в эпоху открытой науки (на примере биомедицинских исследований)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2025-25-1-111-124Ключевые слова:
постнеклассическая наука, этические принципы научной деятельности, принципы биоэтики, научная добросовестность, открытая наука, исследовательские этические комитеты, распространение результатов исследования, ИИ, ценности, иерархияАннотация
Статья посвящена обсуждению этических принципов современного научного знания. В ситуации постнеклассической науки этическое сопровождение исследований становится чрезвычайно важным, поскольку требует соотносить наши знания не только с глобальными целями научного развития, но также с ценностями человека, общества, природы. В качестве этического основания постнеклассических исследований автор рассматривает базовые принципы биоэтики – автономия личности, справедливость, «не навреди», «делай добро» как определяющие основу и цель любой деятельности. Как ядро современной научной этики анализируются нормы научного этоса – от принципов, обозначенных Р. Мертоном к современным принципам научной добросовестности (researchintegrity), эффективности и др. Завершением выстроенной структуры исследовательской этики становятся принципы открытой науки, которые позволяют связать ценности науки с ценностями и целями общественного развития. Для создания целостной картины этического сопровождения научного знания ХХI в. обозначаются также этические принципы, правила и критерии проведения исследований с использованием искусственного интеллекта, принципы и правила исследований в конкретной научной сфере (в частности, в сфере биомедицинских исследований), а также дополнительные требования к этическому сопровождению открытой науки. Анализ этической подготовки исследователей в сфере биомедицинского знания и деятельности этических комитетов, проводящих гуманитарную (этическую) экспертизу научно-исследовательских проектов и испытаний, показал, что распространенное в биомедицинской среде мнение о необходимости соблюдения требований только к проведению медицинских исследований и испытаний, недостаточно для осмысления цели, ценности, методов исследования, распространения его результатов. Необходимость корреляции, согласования и понимания приведенных в статье этических ценностей (принципов, правил, критериев и т.д.) становится основой как для воспитания современного исследователя, так и для деятельности членов исследовательских этических комитетов.