Источники моральной императивности

  • Рубен Грантович Апресян * Институт философии РАН
Ключевые слова: мораль, императивность, требование, норма, санкция, Локк, Мандевиль, Дидро, Кант, Дюркгейм, Джеймс, Левинас, Рикёр, Хабермас, Бенхабиб, Корсгаард

Аннотация

В этической литературе доминирует представление о морали как сфере общих, надперсональных, надситуативных требований, которые принимаются и осуществляются личностью в качестве автономного субъекта, и эта характеристика морали трактуется как определяющая, а то и исчерпывающая все содержание морали. При таком восприятии теряется неоднородность феномена морали, многосложность морального опыта. Мораль по-разному функционирует на уровне личности, межличностного взаимодействия и на уровне группы и общества, она по-разному обнаруживает себя как пространство индивидуального выбора, вины или ответственности и средство регулирования поведения, осуществляемого посредством социальных механизмов; как инструмент коммуникации и взаимного дисциплинирования и как стезя личного совершенствования и т. п. Эти различия прослеживаются и в разных источниках моральной императивности, т. е. природы той силы, которой обладают моральные требования. То, что личность на развитых ступенях морального развития осознает себя в качестве суверенного субъекта морального требования, автора морального закона, не снимает вопроса об объективном источнике требований и их ценностной основы. В качестве таких источников в статье называются (а) общие культурные представления, (б) социально-групповые нормы (в) ситуативные требования, возникающие в межличностном общении.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рубен Грантович Апресян *, Институт философии РАН

* доктор философских наук, профессор, заведующий сектором этики (признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022)

Опубликован
2019-04-11
Как цитировать
Апресян *, Р. Г. (2019). Источники моральной императивности. Этическая мысль | Ethical Thought, 16(2), 5-19. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2016-16-2-5-19
Раздел
ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ