Первый опыт истории «науки естественного права»
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-1-124-135Ключевые слова:
естественное право, естественный закон, история моральной философии, модели истории моральной философии, Eris Scandica, латинский языкАннотация
Cтатья является предисловием к публикации перевода первой главы («О происхождении и прогрессе науки естественного права») из трактата немецкого юриста, философа и историка Самуэля Пуфендорфа (1632–1694) «Рассмотрение недавно вызванных им самим споров относительно естественного права» (1678). В статье анализируется историческая судьба термина «естественное право» применительно к современной и ранненововременной историографии моральной философии. В качестве определяющего фактора эффективности намеченной в «О происхождении и прогрессе науки естественного права» модели истории моральной философии выделяется ретро- и проспективная рефлексивность традиции естественного права – наличие достаточно сильно развитого представления об идейных и теоретических истоках и ясного понятия о прогрессе в разработке системы естественного права. Определяется роль главы «О происхождении и прогрессе науки естественного права» в рамках всего трактата, анализируется ее структура. Выделяются три методологические установки, которым, по мысли Пуфендорфа, необходимо следовать для выполнения задачи построения «полной и приспособленной для понимания всеми народами системы в области естественного права»: 1) отвлечение от всех религиозных и теологических вопросов и ориентация на самые очевидные и потому общечеловеческие ценности; 2) последовательность, достигаемая путем выстраивания всего, что касается естественного права, в дедуктивную систему на основе ясно сформулированного принципа; 3) морально-философская фундированность – проработка знания о человеческой природе в отношении моральных действий и социального взаимодействия.