Понятие совести и полемика о ней во французском Просвещении

Авторы

  • Тамара Борисовна Длугач Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-107-124

Ключевые слова:

общественное благо, совесть, нравственные ценности, физические удовольствия, душа, внутренний голос

Аннотация

В статье ставится вопрос о совести как нравственном импульсе жизни каждого индивида. В связи с историей вопроса анализируются взгляды таких французских философов XVIII в., как Ламетри и Руссо. Автор книги «Человек-машина» Ламетри исходит из убеждения, что все стремления, желания, все поведение человека определены механическими закономерностями. Главными в жизни человека являются стремление к физическим удовольствиям и желание избежать страданий. Совести здесь нет места, она не нужна индивиду, ее наличие в действительности обусловлено неправильным детским воспитанием, невежественными идеями. Она может быть полезна обществу, но всего лишь как украшение. Если это так, то от нее надо избавиться.

Руссо, напротив, считает совесть важнейшим побудителем нравственных поступков человека и связывает ее с религиозной верой. Бог вложил в сердце человека нравственные импульсы и сделал совесть голосом души. По Руссо, совесть определена общественным состоянием человека. Различая добро и зло, человек стремится отнестись ко всем людям «по совести». Совесть не предрассудок, а глубочайшее свойство человеческой души. Она имеет отношение вовсе не к чувственным удовольствиям, а к требованиям альтруизма. В статье анализируются изложенные в различных произведениях Руссо нравственные принципы.

Биография автора

  • Тамара Борисовна Длугач, Институт философии РАН

    доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора истории философии

Загрузки

Опубликован

2019-04-11

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Понятие совести и полемика о ней во французском Просвещении. (2019). Этическая мысль | Ethical Thought, 17(2), 107-124. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-107-124