О двух экзистенциально-нравственных трендах в философии ХХ века
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-1-50-58Ключевые слова:
нравственное (моральное), экзистенциальное, жизнь души, секуляризация, ничто, свобода, бессознательное, метафора «ничто», спонтанность, стремле¬ние за любые границы, борьба с моральюАннотация
Статья посвящена двум важным экзистенциально-нравственным трендам, которые, возникнув в ХХ в., продолжаются сегодня, условно говоря, – «фрейдовскому» и «сартровскому». Авторы различают экзистенциальное и нравственное: если нравственное представляет собой систему внутренних и внешних повелений и запретов, то экзистенциальное рассматривается как индивидуальная «жизнь души», как совокупность переживаний, настроений и страстей. Экзистенциальное и нравственное совпадают лишь частично, а в ХХ в. под влиянием социокультурных перемен происходит определенный отрыв жизненно-экзистенциального от морали и противостояние по отношению к ней. Этому способствовала секуляризация, низвергнувшая трансцендентное, служившее основанием морали. Противостояние жизненно-экзистенциального начала традиционно понятой нравственности выразилось, в частности, в линии утверждения личной свободы, создающей мораль (Ж.-П.Сартр) и в стремлении освободить от морального давления инстинктивные и эмоционально-страстные устремления человека (З. Фрейд). Разумеется, Фрейд и Сартр выражают объективно назревший в культуре переход от одних ориентиров к другим: от традиции к новации, от священного – к профанному, от «ригористической морали» – к свободному волеизъявлению, но при этом они выступили в роли интеллектуалов, которые своими формулировками санкционировали «борьбу с моралью» и легитимировали ее, под их влиянием новые нравственные представления становились массовыми. Экзистенциально-жизненный порыв теснит нравственную запретительно-повелительную систему регуляции. Идеи Фрейда и Сартра, хоть и не без возражений, изначально были восприняты культурным сообществом как гуманистические, однако в массовой культуре они трансформировались в протест против любых нравственных и рациональных ограничений, способствовали релятивизации представлений о моральном.