Проблема морального прогресса и стоический космополитизм
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-1-59-70Ключевые слова:
стоический космополитизм, стоики, Хрисипп, моральный прогресс, упражнения, практики, самосовершенствование, prokopē, metabolēАннотация
Цель статьи состоит в том, чтобы показать связь между представлениями стоиков о моральном прогрессе и их учением о космополисе. Поскольку ранние стоики рассматривали верный разум (ὀρθὸς λόγος) в качестве одного из основных условий объединения богов и людей в единое сообщество (κοσμόπολις), постольку любой, кто намеревается войти в это сообщество обязан развить свой разум до высшего уровня. Это, по сути, означает, что потенциальный космополит должен быть морально совершенным, что, в свою очередь, подразумевает, что он успешно завершил процесс морального прогресса. Однако сама концепция морального прогресса в стоицизме (особенно раннем) является проблематичной, ввиду того, что стоики отрицали качественное различие между порочными людьми и полагали, что все проступки равнозначны. Данное противоречие автор статьи предлагает снять через двухчастную структуру морального прогресса, в которой разнесены поступательность морального развития и качественные изменения в моральном облике субъекта. Помимо понятия «верный разум» космополитизм стоиков и их представления о моральном прогрессе объединяет учение об «ойкейосис» – первичной склонности принимать свое и отвергать чуждое, которая развивается до высших принципов морали. Наконец, взаимообусловленность морального прогресса и концепции космополиса демонстрируется теми эволюционными изменениями, которые они претерпели с развитием школы: инструментарий морального развития совершенствовался, что давало надежды на увеличение числа космополитов, а требование к гражданам космополиса снижались, что также приводило к росту сообщества богов и людей.