Этика и религиозное сознание в философии Киёдзавы Манси (1863–1903)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-2-116-128Ключевые слова:
Киёдзава Манси, утилитаризм, интуиционизм, ригоризм, рационализм, Будда Амида Татхагата, сэйсинсюги, мугэнАннотация
В статье рассматривается проблема соотношения этики и религиозного сознания в философии японского ученого, мыслителя и публициста Киёдзавы Манси (1863–1903). Аанализируя различные этические системы (утилитаризм, интуиционизм, ригоризм и рационализм), в ходе размышления о том, что первично: общественная мораль или религиозное сознание, он приходит к выводу, что структура индивидуальной и общественной жизни должна основываться в первую очередь на принципах духовности (сэйсинсюги). Следование же только этическим нормам без осознания своего духовного начала представляется ему трудным, а порой и просто невозможным. Сама духовность в представлении Киёдзавы Манси несет в себе ясно выраженный буддийский смысл: это абсолютная трансцендентальная истина Будды Амиды Татхагаты, беспредельное (мугэн) начало, которое лежит в основе всего сущего и может определять этические нормы. Философские взгляды Киёдзавы Манси представляют особый интерес, поскольку демонстрируют наглядную ситуацию, как под влиянием социополитических условий меняются этические нормы и религиозные предпочтения в обществе и как в качестве ответной реакции представители наиболее образованной его части стремятся создать собственные стандарты нравственности и духовности, в которых религии отводится формирующая роль.