Золотое правило и категорический императив
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-37-50Ключевые слова:
Золотое правило, позитивная и негативная формулировки ЗП, кате¬горический императив, Иммануил Кант, формализм категорического императива, уни-версализация, беспристрастностьАннотация
Золотое правило – «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», или в его негативной формулировке «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе», является одной из самых древних формулировок моральных критериев. В той или иной форме мы встречаем его в канонических текстах практически всех религий, претендующих на какую-либо универсальность. На первый взгляд, категорический императив утверждает и требует того же, что и Золотое правило. В связи с этим возникает вопрос: является ли категорический императив разновидностью Золотого правила или, наоборот, Золотое правило – это другой способ выражения того требования, что мораль должна быть одной и той во всем мире? Другими словами, можно ли свести эти два «правила» друг к другу? Если это действительно так, то это был бы исключительный пример корреляции между практикой и теорией, тщательно разработанный в моральной философии Канта. Увы, если аргументация, приводимая далее в этом тексте, верна, она покажет, что категорический императив не является разновидностью Золотого правила, равно как и Золотое правило не является популярной формой требования, выдвигаемого категорическим императивом. Более того, будет показано, что Золотое правило вообще не представляет собой деонтологическую позицию и что оно не способно защитить от произвола, не способно быть критерием особого рода оценки, которую мы называем моральной, или выражать кардинальное требование универсальной объективности и беспристрастности. В отличие от Золотого правила, категорический императив, благодаря его ценному свойству, которое Кант обозначил как «формализм», как раз представляет такую позицию.