«Открытые письма» миру о добре
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-81-88Ключевые слова:
Альберт Швейцер, благоговение перед жизнью, жизнь, раздвоение воли к жизни, сверхчеловечество, сострадание, преодоление смерти, христианская этикаАннотация
Статья представляет собой предисловие к переводу двух страсбургских проповедей Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью. Данные проповеди были прочитаны великим гуманистом в сложный период как для него самого, так и всего мира в целом: возвращение из Африки и последующее интернирование Швейцера, работа Парижской мирной конференции, канун Версальского мирного договора, наряду с этим – страх гибели от новых форм уничтожения человека и человечества. В февральских проповедях 1919 г. Швейцер пытается реабилитировать христианскую нравственность, превратившуюся в «ничтожество». В ответ на ницшеанское «Бог умер» доктор Швейцер говорит о познании, основанном на истинном разуме и истинном сердце, обращаясь к идее нового, цельного Человечества. В основу новой этики, фундамента всякой нравственности, Швейцер кладет таинственный и непостижимый феномен – жизнь, осознание благородного чувства благоговения перед жизнью. Когда начетническая мораль оказывается беспомощной в ситуации реальной возможности уничтожения человечества силами его же технического могущества, именно благоговение перед жизнью становится той самой великой и простой заповедью, способной противостоять идее сверхчеловека. Идеи Швейцера созвучны настроениям русских философов – Вл.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова, выступающих за деятельное преодоление смерти. Во второй проповеди Швейцер говорит о раздвоении воли к жизни, искушениях и глубоких противоречиях нравственного сознания, вынужденного делать выбор в пользу какой-либо жизни, и о необходимости деятельного сострадания ко всем живым существам. В проповедях 1919 г., за четыре года до публикации книги «Культура и этика», Швейцер сосредотачивается на этической проблеме, а в первых двух (февральских) обосновывает свой принцип благоговения перед жизнью.