Реализм против милитаризма: изображение войны Элемом Климовым
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-100-111Ключевые слова:
Клаузевиц, Тухачевский, война, милитаризм, партизан, киноАннотация
В статье рассматривается связь между этической проблематикой классической теории войны и фильма Э.Г. Климова «Иди и смотри». Советская интерпретация фильма выводила на первый план противостояние гуманизма и бесчеловечности, отождествляемых с двумя сторонами военного конфликта. Советские партизаны в фильме, согласно этой точке зрения, гуманизируются, нацисты-каратели лишены любых следов человечности. Основная гипотеза настоящей статьи – фильм Климова посвящен не столько конкретным обстоятельствам Второй мировой войны, сколько тому, что К. фон Клаузевиц считал сущностью войны как таковой, т.е. насилию как способу навязать противнику свою волю. Партизанская война может быть описана как средство ослабления противника без проведения генерального сражения. Но такая война неизбежно направляет террор оккупационной армии на мирное население и оказывается для него существенно более кровавой, чем война конвенциональная, основную тяжесть которой несет регулярная армия, и поэтому должна рассматриваться лишь как последнее средство для сохранения государства. Фильм Климова сближается с концепцией Клаузевица не только в оценке перспектив партизанской войны для мирного населения. В традиции реализма отношение к насилию на войне зависит от его целесообразности, плохим в условиях войны является не насилие как таковое, но насилие неоправданное, которое ведет к избыточным жертвам и не дает заметных результатов. Климов и Клаузевиц выступают не против войны как таковой, но против ее идеализации и романтизации, т.е. против милитаризма.