Реализм против милитаризма: изображение войны Элемом Климовым

  • Роман Владимирович Гуляев ВШЭ
Ключевые слова: Клаузевиц, Тухачевский, война, милитаризм, партизан, кино

Аннотация

В статье рассматривается связь между этической проблематикой классической теории войны и фильма Э.Г. Климова «Иди и смотри». Советская интерпретация фильма вы­водила на первый план противостояние гуманизма и бесчеловечности, отождествляе­мых с двумя сторонами военного конфликта. Советские партизаны в фильме, согласно этой точке зрения, гуманизируются, нацисты-каратели лишены любых следов чело­вечности. Основная гипотеза настоящей статьи – фильм Климова посвящен не столько конкретным обстоятельствам Второй мировой войны, сколько тому, что К. фон Клау­зевиц считал сущностью войны как таковой, т.е. насилию как способу навязать про­тивнику свою волю. Партизанская война может быть описана как средство ослабления противника без проведения генерального сражения. Но такая война неизбежно на­правляет террор оккупационной армии на мирное население и оказывается для него существенно более кровавой, чем война конвенциональная, основную тяжесть кото­рой несет регулярная армия, и поэтому должна рассматриваться лишь как последнее средство для сохранения государства. Фильм Климова сближается с концепцией Клау­зевица не только в оценке перспектив партизанской войны для мирного населения. В традиции реализма отношение к насилию на войне зависит от его целесообразности, плохим в условиях войны является не насилие как таковое, но насилие неоправданное, которое ведет к избыточным жертвам и не дает заметных результатов. Климов и Клау­зевиц выступают не против войны как таковой, но против ее идеализации и романти­зации, т.е. против милитаризма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Роман Владимирович Гуляев , ВШЭ

кандидат философских наук

Опубликован
2022-05-25
Как цитировать
Гуляев , Р. В. (2022). Реализм против милитаризма: изображение войны Элемом Климовым. Этическая мысль | Ethical Thought, 22(1), 100-111. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-100-111
Раздел
НОРМАТИВНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА