Практика субъективации в стоической философии Марка Аврелия
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-62-73Ключевые слова:
Мишель Фуко, Марк Аврелий, субъективация, стоицизм, забота о себе, духовные практикиАннотация
Статья посвящена анализу философских построений одного из представителей позднего стоицизма – Марка Аврелия. Интерес к работам последнего «хорошего императора» связан с историческим исследованием Мишеля Фуко, направленным на изучение этического учения Марка Аврелия и на декларируемые им практики заботы о себе. Работа, проведенная французским мыслителем, с одной стороны, вызывает глубокий интерес с точки зрения интегрирования стоических практик в общую концепцию субъективации, т.е. самопостроения субъективности человека. С другой стороны, проведенный Фуко анализ не носит систематического характера, и идея Марка Аврелия представлена им отрывочно и обобщенно. Цель данной статьи – дать систематический обзор практик субъективации (заботы о себе), встречающихся в его переписке с Фронтоном и в его дневнике, получившем название «Наедине с собой». Среди представленных практик можно выделить следующие: техника написания себя, досмотр сознания, духовное познание, упражнение в памяти, упражнение последнего дня. В статье показано, какие вариации этих упражнений встречаются у других философов античности, и насколько преображались эти техники заботы о себе с развитием стоицизма. В ходе анализа указывается, как именно каждая практика должна оказывать влияние на формирование субъективности, и каким образом должен формироваться субъект в представлении философов позднего стоицизма.