Феномен счастья и его значение в образовании человека
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-128-140Ключевые слова:
антропология, субъектность, неопределенное, желание, удовольствие, социально-эмоционально-этическое образованиеАннотация
Концепт «счастья», играющий все более важную роль в науках о человеке, в политике и общественной жизни, в развитии концепций и программ образования, в особенности гуманистического, проанализирован в статье в значимых для этики аспектах. Для образовательной концепции социального, эмоционального и этического развития «счастье» представляет собой интегрирующий центр. Так же оно понималось и в российской педагогической традиции (яркие примеры – педагогическая мысль Н.И. Новикова и К.Д. Ушинского). Различия в трактовках счастья влияют на понимание воспитательных задач образования. Обращение к этим различиям позволяет объяснить конфликт этических позиций отечественной педагогической традиции и современных зарубежных образовательных программ, а разрешить его помогает прояснение самого феномена счастья. Феномен счастья представлен в статье в свете субъектностной антропологической концепции, учитывающей существование разных слоев опыта и уровней субъектности. Были раскрыты природа «блуждающего нерва» счастья и роль счастья для разных слоев опыта; прояснено соотношение счастья, желания, объектов желания. Установлено, что ряд нравственных коллизий образования может быть снят на основе отождествления счастья с развертыванием субъектности, происходящим благодаря единству самого и другого и взаимодействиям с другим. Выявлено, что, в отличие от удовольствия, которым завершается желание в случае превращения возможного в действительное и достижения другого определенного, «счастье» ориентировано на неопределенное. Продемонстрированы возможности такого понимания счастья для решения задач образования в гуманистической парадигме.