Христиан Август Крузий и его этика
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-141-146Ключевые слова:
Хр.А. Крузий, этика, добродетель, мораль, немецкое Просвещение, И. КантАннотация
В силу огромного значения кантовской этики для развития всей западноевропейской философии актуален вопрос об истоках ее формирования. Ответ на данный вопрос необходимо искать во всей предшествующей Канту традиции теоретических и практических философских построений эпохи немецкого Просвещения. Христиан Август Крузий, один из ярких философов того времени, давно рассматривается исследователями как вероятный источник многих идей моральной философии, которые впоследствии будут характерны для Канта. Однако до сих пор существует крайне мало работ, посвященных творчеству этого мыслителя, и почти все они касаются его полемики с Христианом Вольфом вокруг закона достаточного основания. Самого Крузия также изучают лишь как одного из многих мыслителей немецкого Просвещения, практически не уделяя внимания его учению о морали. Незаслуженное забвение Крузия выражается в том числе и в отсутствии переводов его сочинений на русский язык. Статья представляет собой предисловие к переводу одной из глав из трактата «Руководство к разумной жизни» (1744); анализируются основные черты практической философии Крузия, выделяются общие аспекты крузианской и кантовской этик на основании анализа текстов обоих философов и сходства некоторых основных терминов, выражаются предположения по поводу влияния Крузия на Канта. Рассуждение выстраивается вокруг понятия добродетели, которое обоими философами понимается как центральное. Помимо этого, кратко раскрываются этапы формирования этики Крузия, указываются отличия подходов Канта, позволившие ему развить собственное моральное учение.