Апология Пилата (опыт реконструкции моральных мотивов исторической личности)

Авторы

  • Сергей Николаевич Кочеров ВШЭ

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-1-51-65

Ключевые слова:

Пилат, Иисус, мораль, религия, политика, страх, моральный долг, угрызения совести

Аннотация

В современном русском языке «апология» обычно подразумевает прославление, вос­хваление кого-либо, иногда с ироничным подтекстом. В этой статье оно употребляет­ся в смысле, восходящем к древнегреческому ἀπολογία, что означало оправдание от внешних нападок. Может показаться странным, что заявлена тема оправдания чело­века, вынесшего, как думают многие, самый несправедливый вердикт в истории. Как человек, осудивший Иисуса на смертную казнь, Пилат, разумеется, несет полную от­ветственность за свой приговор. Но до сих пор уделялось больше внимания анализу правовых оснований этого решения, чем моральных мотивов, обусловивших его. Обычно Пилата обвиняют в том, что, сознавая невиновность Иисуса и даже пытаясь защитить подсудимого, он обрек его на распятие – под давлением толпы или из стра­ха, что на него донесут императору Тиберию. Так, многие авторы – от апостола Иоан­на до Михаила Булгакова – считали главной причиной отказа Пилата от дальнейших попыток спасения Иисуса его моральную слабость, или, проще говоря, трусость. В ста­тье будет предпринята попытка доказать, что Пилат принял свое решение не из страха за свою жизнь и карьеру, а вследствие более высоких моральных мотивов.

Биография автора

  • Сергей Николаевич Кочеров , ВШЭ

    доктор философских наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2023-08-25

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Апология Пилата (опыт реконструкции моральных мотивов исторической личности) . (2023). Этическая мысль | Ethical Thought, 23(1), 51-65. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-1-51-65