Человеческая природа как основание морали в работе Жиля Делёза «Эмпиризм и субъективность»

Авторы

  • Александра Андреевна Косорукова ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» https://orcid.org/0000-0003-0258-3660
  • Роман Игоревич Михан ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» https://orcid.org/0009-0001-9821-0086

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-2-53-65

Ключевые слова:

Жиль Делёз, Дэвид Юм, человеческая природа, эгоизм, симпатия, мораль, аффекты

Аннотация

В статье рассматривается моральная система, которую представил Жиль Делёз в своей ранней работе «Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму». В статье анализируется последовательная система, в которой представлены принципы человеческой природы во взаимосвязи с теорией познания, прояснены моральные ин­туиции и моральная схема, сформулированы принципы построения общества. В ста­тье показано, как Делёз понимал эмпиризм и субъективность, как данные понятия ме­няют наше представление о природе человека. Было продемонстрировано, как прин­ципы человеческой природы объясняют моральные интуиции, и почему симпатия яв­ляется основой морали и общества. Было показано, почему склонность человека к симпатии и его принадлежность к сообществу делает моральный эгоизм невозмож­ным. В самой философии Юма уже можно обнаружить принципы построения обще­ства, основанного на симпатии и изобретательности человека. По мнению Делёза, Юм видит в общественном договоре и законе негативность, которая сдерживает нашу сво­боду и наши желания. Поэтому в поисках позитивного средства построения общества Юм обращается к социальным институтам, которые возможны благодаря симпатии. Для построения успешного общества нужно прибегнуть к моральному схематизму в виде установления общих правил для всех его членов. Уже в работе, посвященной Юму, мы можем обнаружить ряд тем, представляющих интерес для Делёза, которые он будет развивать в дальнейшем. Прежде всего это новая антропология, где большое внимание уделяется аффектам и процессуальности, а также рассмотрение социума через изобретательность человеческой природы.

Биографии авторов

  • Александра Андреевна Косорукова, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»

    старший преподаватель

  • Роман Игоревич Михан, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»

    магистр

Загрузки

Опубликован

2023-12-25

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Человеческая природа как основание морали в работе Жиля Делёза «Эмпиризм и субъективность». (2023). Этическая мысль | Ethical Thought, 23(2), 53-65. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-2-53-65