Этическая мысль | Ethical Thought https://et.iphras.ru/ <p>Cпециализированное издание, публикующее результаты исследований материалы дискуссий, обзоры конференций, книжные рецензии, проблемно-тематически охватывающие весь спектр этического знания</p> ru-RU Пн, 27 ноя 2023 17:45:11 +0300 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Идея человечества в категорическом императиве Канта https://et.iphras.ru/article/view/9435 <p>Категорический императив Канта связан с типом нравственного поступка, наделяю­щим его некоторой самодостаточностью, объективной необходимостью самой по себе без определения какой-либо цели. Своеобразная бесцельность нравственного деяния становится его важным отличительным признаком. Определение нравственного нача­ла в терминах телеологии самоценного акта нравственной воли непосредственно свя­зано с рассматриваемой нами версией категорического императива. В ней каждый че­ловек (как разумное существо и представитель идеи Человечества) в той или иной ме­ре оказывается приоритетным объектом практического применения категорического императива, поскольку рассматривается как самоценная сущность, или цель в себе. Вселенная Канта, или мир природы, есть в высшей степени целесообразное устрой­ство, конечной целью которого является человек как нравственное существо. Статус человека как конечной цели природы открывает перед ним новую перспективу – обре­тение сверхчувственного статуса и нравственной свободы. В этом свойстве человек обозначен Кантом уже как «ноумен». В той версии категорического императива, кото­рую мы рассматриваем, Кант фактически объявляет исключительной целью нрав­ственного стремления не просто личность, а человечество (Menschheit), которое от­дельный индивид «в своем собственном лице или в лице любого другого» только представляет. Он также называет его&nbsp;разумным миром&nbsp;(mundus intelligibilis). Человек как нравственное существо настолько ценен, что в нем можно видеть конечную цель природы и цель в себе. Таковым его делает его принадлежность к высшей реальности, к царству целей или к Человечеству как таковому. Кант делает еще один шаг, возвы­шая Человечество и переходя из нравственного пространства в религиозное. Он пре­вращает Человечество в святыню.</p> Аслан Гусаевич Гаджикурбанов Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9435 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Формальная совестливость: фигура Иова в моральной религии Канта https://et.iphras.ru/article/view/9436 <p>В небольшой поздней работе Кант дает развернутую оценку ветхозаветного праведни­ка Иова, его своеобразной теодицеи и его морального умонастроения, в противопо­ложность позиции его друзей-утешителей. Статья имеет задачей проанализировать этический смысл суждений Канта об Иове, удостоверив эти суждения библейским текстом, а также установить мотивы и концептуальные итоги обращения немецкого философа к фигуре Иова. В фокусе внимания при этом – противопоставление долга содержательной правдивости как объективной истинности и долга формальной прав­дивости или честности с собой как строгой сознательности убеждений. Последняя обязанность служит в кантовской этике основой первой, как и основой внешних дого­ворных обязательств. В делах морали и религии, где для человека, по Канту, возможно не предметно достоверное знание, но только моральная вера, формальная совестли­вость самосознания получает особенное значение. Напротив, недостаток этой фор­мальной искренности убеждения, отказ удостоверять содержание собственных мо­ральных верований есть нарушение высшего морального императива, равносильное отказу от собственной личности, и потому тот, кто допускает внутреннюю ложь, есть уже «обманчивая видимость человека». Недостаток внутренней правдивости делает возможными притворство в моральных верованиях, симуляцию убеждений. Друзья Иова для Канта – яркий пример подобной симуляции, соединенной с незаконны­ми притязаниями теоретического разума. Человеческая природа, привычно наклонная к отступлению от требований закона, охотно идет по этому пути. Поэтому рефлексия о&nbsp;фигуре Иова как образцовом примере формальной совестливости морального умо­настроения дает Канту повод для этических выводов о судебной присяге, ее смысле и&nbsp;границах применимости. Интересно, что мнение Канта детально совпадает здесь с&nbsp;позицией русского философа И.В. Киреевского.</p> Андрей Константинович Судаков Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9436 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Ростовщичество в богословско-канонической мысли и конфессионально-культурные практики раннего Нового времени https://et.iphras.ru/article/view/9437 <p>Понимание ростовщичества в западной богословской и канонической мысли<span lang="en-US" xml:lang="en-US">&nbsp;</span>задава­лось текстами Св. Писания, философскими построениями античных мыслителей, но также и социально-экономическими реалиями той или иной эпохи. Значение латинско­го термина «<span lang="en-US" xml:lang="en-US">usura</span>»<span lang="en-US" xml:lang="en-US">&nbsp;</span>претерпело значительные изменения, сужаясь со временем и огра­ничиваясь до определенных контрактов&nbsp;<span lang="en-US" xml:lang="en-US">(mutuum)</span>. Ростовщичество имело нравствен­ное измерение, поскольку экономическое поведение христиан было значимо для спасе­ния души. Из греха преимущественно против заповеди любви «<span lang="en-US" xml:lang="en-US">usura</span>» эволюционирует в грех против справедливости. Ростовщичество имело также социальное измерение: словом «ростовщик» могли стигматизировать тех, кто не принадлежал к той или иной социальной (профессиональной) или церковной общности. В эпоху конфессионального размежевания раннего Нового времени каждая из конфессий стремилась сформулиро­вать новую экономическую этику, которая бы больше соответствовала актуальным эко­номическим практикам и тенденциям. Видимое сходство разных конфессиональных позиций не всегда свидетельствовало об идентичности аргументации в пользу допус­тимости умеренного ростовщического процента. При этом у многих протестантских мыслителей, несмотря на нюансы их позиций, можно выделить общий момент в подхо­де к ростовщичеству и к связанным с ним проблемам, который отличал их от католиков: акцент делается скорее на индивидуальной совести христианина<span lang="en-US" xml:lang="en-US">&nbsp;(</span>именно она определя­ет экономическое поведение индивида), а не на внешней регуляции, хотя у светской вла­сти сохраняются значимые рычаги контроля за кредитной деятельностью.</p> Маргарита Анатольевна Корзо Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9437 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Человеческая природа как основание морали в работе Жиля Делёза «Эмпиризм и субъективность» https://et.iphras.ru/article/view/9438 <p>В статье рассматривается моральная система, которую представил Жиль Делёз в своей ранней работе «Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму». В статье анализируется последовательная система, в которой представлены принципы человеческой природы во взаимосвязи с теорией познания, прояснены моральные ин­туиции и моральная схема, сформулированы принципы построения общества. В ста­тье показано, как Делёз понимал эмпиризм и субъективность, как данные понятия ме­няют наше представление о природе человека. Было продемонстрировано, как прин­ципы человеческой природы объясняют моральные интуиции, и почему симпатия яв­ляется основой морали и общества. Было показано, почему склонность человека к симпатии и его принадлежность к сообществу делает моральный эгоизм невозмож­ным. В самой философии Юма уже можно обнаружить принципы построения обще­ства, основанного на симпатии и изобретательности человека. По мнению Делёза, Юм видит в общественном договоре и законе негативность, которая сдерживает нашу сво­боду и наши желания. Поэтому в поисках позитивного средства построения общества Юм обращается к социальным институтам, которые возможны благодаря симпатии. Для построения успешного общества нужно прибегнуть к моральному схематизму в виде установления общих правил для всех его членов. Уже в работе, посвященной Юму, мы можем обнаружить ряд тем, представляющих интерес для Делёза, которые он будет развивать в дальнейшем. Прежде всего это новая антропология, где большое внимание уделяется аффектам и процессуальности, а также рассмотрение социума через изобретательность человеческой природы.</p> Александра Андреевна Косорукова, Роман Игоревич Михан Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9438 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Этические ориентиры в паллиативной помощи детям: анализ российского законодательства и методических рекомендаций https://et.iphras.ru/article/view/9439 <p>Паллиативная помощь детям – особая междисциплинарная отрасль медицины, в кото­рой встречаются специфические этические проблемы, отличные от общемедицинских. В статье проведена реконструкция основных нормативно-этических позиций, декла­рируемых паллиативными институциями и органами власти России и регулирующих оказание паллиативной помощи детям (в сравнении с помощью взрослым). Представ­лен качественный контент-анализ и сравнительный анализ российских нормативных документов и научно-методических материалов, регулирующих оказание паллиатив­ной помощи детям. Также проведено сравнение с документами, которые регулируют (как директивно, так и рекомендательно) оказание паллиативной помощи детям в срав­нении с паллиативной медицинской помощью взрослым. Установлено, что этически значимые биомедицинские особенности паллиативных состояний у детей, в сравне­нии со взрослыми, находят отражение в структуре нормативно-этической регуляции паллиативной помощи детям, особенно в рамках широко применяемого в ней деонто­логического подхода, и в несколько меньшей степени – в рамках этики добродетели. Вместе с тем показано, что консеквенциалистский подход мало «чувствителен» к та­кой специфике и достаточно универсален.</p> Дмитрий Игоревич Ноздрачев , Кирилл Александрович Замятин , Екатерина Игоревна Коростиченко, Валентин Валентинович Балановский Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9439 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Хронологическая библиография советской этики (1922–1992) https://et.iphras.ru/article/view/9440 <p>Библиография</p> Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9440 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Этические исследования в Институте философии (1920–1980-е годы) https://et.iphras.ru/article/view/9441 <p>В статье в жанре аналитического описания представлены основные этапы, направле­ния, ключевые события и деятели этических исследований в Институте философии<br>АН СССР. Обозрение начинается с обращения к научным установкам и ожиданиям Ин­ститута научной философии (ИНФ). В силу крайне неблагоприятной политической си­туации они не были реализованы, но их реконструкция представляет интерес для пони­мания того исследовательского потенциала, который был у ИНФ и который был отча­сти осуществлен философами, побывавшими несколько месяцев сотрудниками ИНФ, после их высылки из Советской России. Оказавшись в ИНФ наедине с собой, филосо­фы-марксисты довольно скоро оказались втянутыми в острые идеологические дрязги, которые по сути не оставили места для философии в собственном смысле слова. После дебатов конца 1920-х – начала 1930-х гг., Институт философии АН СССР (ИФАН) воз­вращается к этическим проблемам лишь двадцать лет спустя. В статье представлены некоторые эпизоды ранней истории этических разработок в ИФАН, которые долгое время оставались в забвении. В статье признается, что теоретически значимым в разви­тии этических исследований в ИФАН, так же, как и в советской этике в целом было все то, что способствовало их дедогматизации и выработке теоретической достоверности, которая в конечном счете задавалась внутренней совместимостью базовых определений, а&nbsp;именно: сущности морали, ее функционала и структуры. Перипетии процесса роста теоретической оснащенности этики показаны&nbsp;на материале дискуссии о возможной всеобщности моральных требований. Процесс дедогматизации не принял всеобъемлю­щего для советской этики характера, но и то, что удалось сделать, знаменовало карди­нальный поворот в этической теории и стало ключевым в ее сорокалетней динамике на&nbsp;протяжении второй половины ХХ в.</p> Рубен Грантович Апресян * Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9441 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого https://et.iphras.ru/article/view/9442 <p>В статье рассматривается опыт научно-исследовательской и&nbsp;образовательной деятель­ности этического центра Тульского региона, действующего в рамках кафедры филосо­фии и культурологии и&nbsp;научно-исследовательской лаборатории социологии и приклад­ной этики Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Тол­стого. Этический центр&nbsp;формировался на основе научно-исследовательских традиций кафедры этики МГУ им. М.В. Ломоносова и сектора этики ИФ&nbsp;РАН.&nbsp;Актуальность проектов&nbsp;этического центра определяется тем, что они способствовали соединению исследовательских подходов, характерных для&nbsp;академической и университетской нау­ки, обеспечивая практическое внедрение фундаментальных теоретических исследова­ний в процесс подготовки педагогических кадров для высшей школы (в том числе кад­ров высшей квалификации).&nbsp;Новизна проектов&nbsp;этического центра задана тем, что они были нацелены на интеграцию фундаментальных теоретических исследований в&nbsp;обла­сти этики и их практическое внедрение в сферу педагогического образования. Основ­ными проектами этического центра, получившими научную, учебно-методическую и&nbsp;об­разовательную апробацию, являются: 1) проект исследования истории русской этики и&nbsp;этического образования в России<span lang="en-US" xml:lang="en-US">;</span> 2) проект создания интегральной этики; и 3) проект разработки основ цифровой этики. В отношении каждого из проектов в&nbsp;статье рас­сматриваются: а) история и содержание; б) научное и учебно-методическое обеспече­ние; в) внедрение в образовательный процесс; г) институции, на базе которых он осу­ществлялся. Проект&nbsp;«Истории русской этики и этического образования в России»&nbsp;включает в себя анализ нравственно-религиозных учений Л.Н. Толстого и&nbsp;А.С. Хомя­кова в контексте истории этических учений в России. Он не только внес вклад в исто­рико-этические исследования, но и позволил выявить концептуальные основания ин­тегральной этики, что способствовало созданию в Тульском регионе оригинальной научной школы. Проект&nbsp;«Интегральная этика»&nbsp;позволил раскрыть взаимосвязи фило­софского, прикладного и профессионального видов этики. Комплекс интегрального этического знания был реализован в профильных курсах по прикладной и профес­сиональной этике («этика образования», «этика права», «парламентская этика» и др.). В ходе осуществления проекта&nbsp;«Цифровая этика»&nbsp;были выявлены теоретический ба­зис и прикладные импликации цифровой этики как новой области прикладных этиче­ских исследований.</p> Елена Дмитриевна Мелешко , Юлия Владимировна Назарова Copyright (c) https://et.iphras.ru/article/view/9442 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300