Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души–тела в философии Адама Смита

  • Доган Гечмен Университет Докуз Эйлюль
Ключевые слова: Смит, беспристрастный наблюдатель, душа, тело, совесть, «коммерческое общество», «открытое общество», социальная утопия

Аннотация

В статье анализируется рассмотрение Адамом Смитом проблемы души–тела в качестве социальной проблемы в то время, как традиционно ее исследуют в эпистемологическом контексте. В статье же показано, что в ходе исследования данной проблемы Смит, не игнорируя теоретического аспекта, использует также социальные и этические понятия. Объяснение Смитом интеллектуальных и телесных способностей в статье соотнесено с некоторыми философскими концепциями XX в. Показано использование Смитом концепции «беспристрастного наблюдателя», или совести как способности понимания и суждения, выступающей в качестве опосредующего звена между душой и телом. Однако для того, чтобы совесть могла выполнять данную роль, она должна быть свободной. В «коммерческом обществе», с точки зрения Смита, к этому существуют препятствия. В связи с этим в статье высказано предположение, идущее вразрез с доминирующей в философии интерпретацией творчества Смита, о том, что его мысль предполагает социально-утопическую перспективу, выходящую за рамки «коммерческого общества», в которой и люди и их совесть свободны. Такое общество (Смит отчетливо представлял его себе) описано как «открытое общество» «свободной коммуникации» и взаимного «доверия».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-04-09
Как цитировать
Гечмен, Д. (2019). Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души–тела в философии Адама Смита. Этическая мысль | Ethical Thought, (14), 111-147. извлечено от https://et.iphras.ru/article/view/2626
Выпуск
Раздел
ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ