Принцип взаимности в этике Ветхого Завета

  • Рубен Грантович Апресян (признан Минюстом России иностранным агентом) Институт философии РАН
Ключевые слова: мораль, взаимность, ретроспективная и проспективная взаимность, Ветхий Завет, Талион, благодарность, Золотое правило, генеалогия морали

Аннотация

Принцип взаимности имеет основополагающий характер для ветхозаветного мораль­ного мира и обнаруживается во всех основных его проявлениях. В книгах Ветхого За­вета он разносторонне явлен в описаниях как отношений Бога и человека, так и меж­человеческих отношений. В статье принцип взаимности рассматривается на мате­риале его основных форм – Талиона, благодарности и Золотого правила, в его двух видах – ретроспективной взаимности ответных действий (позитивных или негатив­ных) и проспективной взаимности инициативных действий, реализующих благораспо­ложенность деятеля в отношении других. Основа нормативно-этического анализа – императивные и нарративные тексты книг Ветхого Завета. Повествовательные сюже­ты, представленные в Быт. 21:22–24, 27; 26:26–31; Нав. 2:1–24, особенно важны для изучения Золотого правила, которое присутствует в ветхозаветных книгах по преиму­ществу в рудиментарных формах: анализ соответствующих нарративов позволяет ре­конструировать процесс кристаллизации мышления в духе Золотого правила на его протонормативной стадии. Рассмотрение нормативной динамики Талиона и Золотого правила показывает, что принцип взаимности, поначалу сложившийся в практике тор­говых обменов, и став средством для обеспечения слаженности социальных отноше­ний, постепенно осознается как универсальный принцип общежития, и в этом каче­стве он является базовым для морали.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рубен Грантович Апресян (признан Минюстом России иностранным агентом), Институт философии РАН

доктор философских наук, профессор

Опубликован
2022-11-15
Как цитировать
Апресян (признан Минюстом России иностранным агентом), Р. Г. (2022). Принцип взаимности в этике Ветхого Завета. Этическая мысль | Ethical Thought, 22(2), 100-115. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-100-115
Раздел
НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА