Античный этический перфекционизм и конфликт нравственно прекрасного и полезного в III книге “De officiis” Цицерона

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2025-25-1-50-63

Ключевые слова:

античная этика, перипатетизм, перфекционизм, польза, стоицизм, Цицерон

Аннотация

В статье рассматривается цицероновская трактовка проблемы потенциального кон­фликта между «нравственно прекрасным» (honestum) и «полезным» (utile) в IIIкниге трактата «Об обязанностях» (“De officiis”). Автор стремится показать, что, несмотря на ряд оригинальных элементов, присутствующих в подходе Цицерона к этому вопро­су (в частности, если угодно, «протоутилитаристских», которые более всего привле­кают внимание современных комментаторов), на базовом уровне Цицерон зависит от стандартного решения этой проблемы, выработанного в традиции античного этиче­ского перфекционизма: «нравственно прекрасное», т.е. моральная добродетель, пони­маемая как объективно совершенное состояние человеческой души, а также вытекаю­щие из нее морально правильные активности, представляют собой либо единственное (в ригористической версии перфекционизма), либо величайшее (в его неригористиче­ской версии) благо для человека, перевешивающее все возможные неморальные пре­имущества. Но благо по определению полезно для своего обладателя; следовательно, «нравственно прекрасное» есть либо единственное, что полезно самому агенту, либо то, что приносит ему наивысшую пользу, перевешивающую все остальное. Автор так­же демонстрирует, что эта заведомо принимаемая Цицероном перфекционистская ло­гика довольно плохо согласуется с его трактовкой самого понятия пользы, поскольку всюду, где он эксплицитно раскрывает его содержание, он явно имеет в виду исключи­тельно неморальную пользу, в то время как перфекционизм предполагает либо пол­ную редукцию пользы к моральной пользе (в ригористической версии), либо как ми­нимум допущение морального компонента пользы наряду с неморальным (в нериго­ристическом варианте).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Андрей Владимирович Серёгин , Институт философии РАН

    кандидат филологических наук

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Античный этический перфекционизм и конфликт нравственно прекрасного и полезного в III книге “De officiis” Цицерона. (2025). Этическая мысль | Ethical Thought, 25(1), 50–63. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2025-25-1-50-63