Два аргумента против гедонизма в платоновском «Горгии»

  • Андрей Владимирович Серёгин Институт философии РАН
Ключевые слова: античная философия, гедонизм, «Горгий» (диалог), добро и зло, перфекционизм, Платон, Сократ, удовольствие

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые логические и концептуальные проблемы, связанные с двумя формальными аргументами против гедонизма, которые платоновский Сократ выдвигает в беседе с Калликлом в диалоге «Горгий». Согласно первому аргументу (495е–497а), благо и зло не могут быть тождественны удовольствию и страданию, потому что удовольствие совместимо со страданием в одно и то же время и в одном и том же месте, а благо и зло – несовместимы друг с другом. Но сама несовместимость блага со злом выводится Сократом из несовместимости противоположностей вообще, к числу которых он относит также удовольствие и страдание, впадая тем самым в противоречие. Второй аргумент (497е–499a) включает в себя утверждение, что если допустить гедонистическое отождествление блага с удовольствием, а зла со страданием, то испытывающих удовольствие людей надо будет признать хорошими, а страдающих – плохими, потому что именно присутствие благ в человеке делает его хорошим, тогда как присутствие в нем зол делает его плохим. Однако эти последние тезисы предполагают перфекционистскую концепцию блага как того, что «делает хорошим» определенное сущее, которую разделяет сам Сократ (506c–507a), но вовсе не обязаны разделять гедонисты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-04-09
Как цитировать
Серёгин, А. В. (2019). Два аргумента против гедонизма в платоновском «Горгии». Этическая мысль | Ethical Thought, 15(1), 51-69. извлечено от https://et.iphras.ru/article/view/2638
Раздел
ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ