Между естественным и искусственным: нормативное содержание и психологические механизмы этики справедливости у Юма и Смита

  • Андрей Вячеславович Прокофьев Институт философии РАН
Ключевые слова: Д.Юм, А.Смит, справедливость, честность, естественные добродетели, искусственные добродетели, собственность, негодование

Аннотация

В статье предпринимается попытка систематического сопоставления теорий справедливости Дэвида Юма и Адама Смита. Основными критериями этого сопоставления являются широта нормативного содержания справедливости и роль доконвенциональных, природных, «ин-стинктивных» составляющих этой добродетели. Юм использует чрезвычайно ограниченное определение справедливости и рассматривает ее в качестве искусственной добродетели, тождественной строгому соблюдению конвенциональных правил владения имуществом. Смит, напротив, предлагает широкое определение, сосредоточенное вокруг понятия «причинение вреда», и обнаруживает природное основание справедливости – такую черту характера, как «естественная честность», порождающую большее или меньшее негодование в отношении лиц, причиняющих вред. Автор показывает, что дистанция между теориями справедливости Юма и Смита может оцениваться по-разному, в зависимости от того, как мы понимаем ответ Юма на вопрос о мотивах, обеспечивающих исполнение правил справедливости (способ разрешения им так называемого «мотивационного порочного круга»).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2019-04-07
Как цитировать
Прокофьев, А. В. (2019). Между естественным и искусственным: нормативное содержание и психологические механизмы этики справедливости у Юма и Смита. Этическая мысль | Ethical Thought, (12), 193-230. извлечено от https://et.iphras.ru/article/view/2602
Выпуск
Раздел
К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДЭВИДА ЮМА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 > >>