Между естественным и искусственным: нормативное содержание и психологические механизмы этики справедливости у Юма и Смита
Ключевые слова:
Д.Юм, А.Смит, справедливость, честность, естественные добродетели, искусственные добродетели, собственность, негодованиеАннотация
В статье предпринимается попытка систематического сопоставления теорий справедливости Дэвида Юма и Адама Смита. Основными критериями этого сопоставления являются широта нормативного содержания справедливости и роль доконвенциональных, природных, «ин-стинктивных» составляющих этой добродетели. Юм использует чрезвычайно ограниченное определение справедливости и рассматривает ее в качестве искусственной добродетели, тождественной строгому соблюдению конвенциональных правил владения имуществом. Смит, напротив, предлагает широкое определение, сосредоточенное вокруг понятия «причинение вреда», и обнаруживает природное основание справедливости – такую черту характера, как «естественная честность», порождающую большее или меньшее негодование в отношении лиц, причиняющих вред. Автор показывает, что дистанция между теориями справедливости Юма и Смита может оцениваться по-разному, в зависимости от того, как мы понимаем ответ Юма на вопрос о мотивах, обеспечивающих исполнение правил справедливости (способ разрешения им так называемого «мотивационного порочного круга»).