Об этическом смысле понятия ἀρχή

Авторы

  • Ольга Прокофьевна Зубец Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2019-19-1-49-62

Ключевые слова:

ἀρχή, этика, философия, поступок, человек, Аристотель, Никомахова этика, причина, цель, полнота мира

Аннотация

В содержании понятия ἀρχή чаще всего доминирует онто-гносеологическое содержание, что приводит к размыванию его понятийного статуса в этике, в частности – при прочтении этических произведений Аристотеля. Это понятие можно считать фундаментальным для зарождающейся этики: оно лежит в основе этического понимания поступка и особой направленности философско-этического взгляда на мир. Задача этой статьи – не историко-философский анализ термина, но обращение к ἀρχή как фундаментальному этическому понятию. Понятие ἀρχή сформировалось изначально в связи с поиском самого себя, возможности поступать от своего имени, то есть оборвав цепь причин и следствий и помыслив мир как полноту и единое изнутри него самого. Аристотель определяет поступок как совершаемый тем, кто решает сознательно и ради самого поступка, так что ἀρχή поступка возведено к человеку с такой полнотой, что о поступающем человеке нельзя сказать ничего больше того, что он есть ἀρχή поступка: имманентность цели и человеческое бытие в поступке в качестве ἀρχή задает пространство морали вне причинно-следственных связей и логики. Человек как начало поступка находится в господствующем, властно-ответственном отношении к миру в его полноте и цельности. Это одно из первых основополагающих открытий этики, задаваемых философским взглядом изнутри поступка.

Биография автора

  • Ольга Прокофьевна Зубец , Институт философии РАН

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2019-08-25

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Об этическом смысле понятия ἀρχή. (2019). Этическая мысль | Ethical Thought, 19(1), 49-62. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2019-19-1-49-62

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 > >>