Мораль и язык национал-социализма
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-80-99Ключевые слова:
язык, мораль, расизм, антисемитизм, национал-социализм, Третий рейх, историческая ответственностьАннотация
В основе данной статьи лежит конкретный источник – дневники немецкого филолога еврейского происхождения Виктора Клемперера, которые он вел в годы Третьего рейха. На основе этих дневников автор исследует три центральных проблемы тоталитарного языка: его возникновения и распространения, взаимосвязи языка с идеологией и моралью нацистского общества, проблему ответственности человека за свой общественный язык. Главный вопрос, который ставит перед собой Клемперер и который также мы должны поставить перед собой, заключается в том, при каких условиях язык экстремистского (расистского, религиозного, революционного) меньшинства становится языком большинства? В каких условиях он принимает тоталитарные формы? Опасность тоталитарного языка заключается в том, что этот язык создает мнимую легитимную основу для исключения из человеческого (со)общества определенной группы или определенных групп людей, которые в глазах этого (со)общества превращаются в аутсайдеров. Именно язык позволяет обозначать, маркировать и отсеивать аутсайдеров. Но за подобной тактикой исключения меньшинств всегда стоит определенная мораль, которая включает в себя как конкретные (без)нравственные убеждения, так и этические представления. Именно так обстояло дело с моралью национал-социализма. Нацистская мораль была пронизана духом расизма и антисемитизма, который ярко проявил себя в языке национал-социализма. По этой причине исследование нацистского языка с неизбежностью предполагает изучение и морали национал-социализма, элементы которой время от времени неожиданно возрождаются в современном немецком языке и прежде всего в языке современных немецких экстремистов и расистов.