Учебная литература в России XVII–XVIII вв. как источник по истории этических понятий
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-1-122-134Ключевые слова:
этические понятия, русская этическая мысль, учебная литература в России XVII–XVIII вв.Аннотация
Статья посвящена анализу этических понятий в учебной литературе и дидактических пособиях, популярных в русской культуре в XVII–XVIII вв. Основными источниками исследования были выбраны следующие тексты: «Гражданство обычаев детских» (перевод «De civilitate morum puerilium» Эразма Роттердамского), «Юности честное зерцало», «Ифика и иерополитика», «Арифметика» Леонтия Магницкого, перевод «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского, «Нравоучительная философия» Ф.Х. Баумейстера. Исторические границы исследования определяются как период активного «присвоения» поведенческого кодекса европейской воспитанности и формирования морального языка, позволявшего выстраивать как внешние формы нравственной жизни общества, так и способствовать развитию этической рефлексии. Рассматривая учебную литературу данного периода, можно выявить не только этическую терминологию, но и обнаружить объем формирующихся понятий и их предметное поле. В моральных понятиях фиксировались правила поведения, нравственные характеристики человека, моральная значимость труда, познания, учения. Исследование учебной литературы позволяет представить, как с изучением начал грамоты, арифметики и др. наук в сознание входил нравственный мир в его целостности и разнообразии, проследить историю становления этической терминологии от нравоучительных, дидактических сочинений до первых учебных пособий конца XVIII в., в которых этика уже выделяется в самостоятельную область философского знания. Таким образом, изучение и включение в сферу этического анализа столь различных по своему назначению источников дает возможность комплексного исследования как основ теоретической, философской этики в России, так и обыденного языка морали русского общества эпохи Просвещения. Во многом благодаря этим учебным пособиям в русской культуре происходило формирование категориально-понятийного языка морали.