Прикладная этика: особенности образовательных практик (круглый стол кафедры этики Санкт-Петербургского университета)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157Ключевые слова:
этическое знание, теоретическая этика, этическое образование, прикладная этика, образовательные практики, кейс-стади, моральные дилеммыАннотация
Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петербургского государственного университета особенностей преподавания учебных дисциплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на традициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изучением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дискуссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Биоэтика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной задачи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по модели ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и решения «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и терминологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов публичных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области прикладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспертизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позволяет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать актуальность его содержания.