Прикладная этика: особенности образовательных практик (круглый стол кафедры этики Санкт-Петербургского университета)

Авторы

  • Георгий Петрович Артемов Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Татьяна Юрьевна Барташевич Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Александр Иосифович Бродский Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Евгений Викторович Держивицкий Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Татьяна Викторовна Ковалева Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Игорь Юрьевич Ларионов Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Елена Анатольевна Овчинникова Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Вадим Юрьевич Перов Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
  • Андрей Михайлович Положенцев Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157

Ключевые слова:

этическое знание, теоретическая этика, этическое образование, прикладная этика, образовательные практики, кейс-стади, моральные дилеммы

Аннотация

Данная статья посвящена результатам обсуждения на кафедре этики Санкт-Петер­бургского государственного университета особенностей преподавания учебных дис­циплин в рамках университетских образовательных программ «Прикладная этика» (бакалавриат и магистратура). В центре внимания находятся вопросы о том, как можно сочетать фундаментальную теоретическую подготовку, основанную на тра­дициях истории моральной философии и современных этических концепциях, с изу­чением проблем современных прикладных этик. С одной стороны, это обеспечивается структурой изучаемых курсов. С другой стороны, большинство учебных дисциплин имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. Участники дис­куссии на примерах преподавания таких учебных курсов, как «История этики», «Био­этика», «Этика воспитания», «Этика добродетелей», «Социология морали», выявили следующие группы учебно-методических практик для решения обозначенной зада­чи. Во-первых, использование в учебном процессе многообразных методик по моде­ли ситуационного анализа или кейс-стади. Это включает опыт обсуждения и реше­ния «открытых моральных проблем», моральных дилемм и ситуаций нравственных конфликтов. Существенным обстоятельством при организации учебного процесса является использование не только знания теоретических этических концепций и тер­минологии, но и использование доступных эмпирических данных и материалов пуб­личных дискуссий. Во-вторых, обучение практической деятельности в области при­кладных этик. Наиболее успешными оказываются выполнение студентами учебных заданий по разработке проектов этических кодексов и проведение этической экспер­тизы различных явлений социальной и культурной жизни. Представленный опыт позво­ляет заключить, что такой способ организации образования позволяет обеспечить сочетание теоретической и практической составляющих, а также поддерживать акту­альность его содержания.

Биографии авторов

  • Георгий Петрович Артемов , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    доктор философских наук, профессор

  • Татьяна Юрьевна Барташевич , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Александр Иосифович Бродский , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    доктор философских наук, профессор

  • Евгений Викторович Держивицкий , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Татьяна Викторовна Ковалева , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Игорь Юрьевич Ларионов , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Елена Анатольевна Овчинникова , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Вадим Юрьевич Перов , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

  • Андрей Михайлович Положенцев , Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2022-05-25

Выпуск

Раздел

ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Как цитировать

Прикладная этика: особенности образовательных практик (круглый стол кафедры этики Санкт-Петербургского университета). (2022). Этическая мысль | Ethical Thought, 22(1), 135-157. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-1-135-157

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)