Практика «братского исправления»: богословские истоки и конфессионально-культурная специфика
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-116-127Ключевые слова:
братское исправление, любовь, обязанность, Августин, Александр Гэльский, Фома Аквинский, У. Оккам, Ж. Жерсон, Ж. Кальвин, нравственно-назидательная литература, «цензура нравов», денунциацияАннотация
Процедура братского исправления («correctio / correptio fraterna»), понимаемая как движимое любовью назидание грешника, нацеленное на его раскаяние и исправление, складывается на основе евангельского фрагмента Мф. 18:15–17. Будучи частью повседневных практик в раннехристианских и монашеских общинах, братское исправление получает богословское осмысление и обоснование в сочинениях Августина, Александра Гэльского, Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, Жана Жерсона, схоластов раннего Нового времени. Обращение богословской и канонической мысли разных эпох к этому сюжету зачастую было связано с конкретными социально-политическими обстоятельствами или событиями церковной жизни. При всем многообразии позиций, братское исправление понималось как позитивное предписание, для реализации которого необходимы определенные условия. Их отсутствие позволяет воздержаться от назидания грешника, а в каких-то ситуациях даже нравственно недопустимо прибегать к этой процедуре. В литературе для мирян позитивное предписание исправления ближнего начинает проговариваться с XIII в., принимая со временем все более категоричные очертания, превращаясь в раннее Новое время в безусловную обязанность: ее неисполнение расценивается как грех и подлежит исповеди. Прописанная в Мф. 18:15–17 процедура превращается также в одну из форм горизонтального нравственного реформирования в ранненововременных обществах, используется у отдельных протестантских деноминаций для обоснования практики «цензуры нравов» и деятельности церковных судов-консисторий, также для придания легитимности определенным ситуациям денунциации и в католических, и в протестантских общинах.