Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

  • Елена Дмитриевна Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
  • Юлия Владимировна Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого https://orcid.org/0000-0003-4040-4862
Ключевые слова: этическое образование, прикладная этика, профессиональная этика, интегральная этика, история русской этики, цифровая этика

Аннотация

В статье рассматривается опыт научно-исследовательской и образовательной деятель­ности этического центра Тульского региона, действующего в рамках кафедры филосо­фии и культурологии и научно-исследовательской лаборатории социологии и приклад­ной этики Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Тол­стого. Этический центр формировался на основе научно-исследовательских традиций кафедры этики МГУ им. М.В. Ломоносова и сектора этики ИФ РАН. Актуальность проектов этического центра определяется тем, что они способствовали соединению исследовательских подходов, характерных для академической и университетской нау­ки, обеспечивая практическое внедрение фундаментальных теоретических исследова­ний в процесс подготовки педагогических кадров для высшей школы (в том числе кад­ров высшей квалификации). Новизна проектов этического центра задана тем, что они были нацелены на интеграцию фундаментальных теоретических исследований в обла­сти этики и их практическое внедрение в сферу педагогического образования. Основ­ными проектами этического центра, получившими научную, учебно-методическую и об­разовательную апробацию, являются: 1) проект исследования истории русской этики и этического образования в России; 2) проект создания интегральной этики; и 3) проект разработки основ цифровой этики. В отношении каждого из проектов в статье рас­сматриваются: а) история и содержание; б) научное и учебно-методическое обеспече­ние; в) внедрение в образовательный процесс; г) институции, на базе которых он осу­ществлялся. Проект «Истории русской этики и этического образования в России» включает в себя анализ нравственно-религиозных учений Л.Н. Толстого и А.С. Хомя­кова в контексте истории этических учений в России. Он не только внес вклад в исто­рико-этические исследования, но и позволил выявить концептуальные основания ин­тегральной этики, что способствовало созданию в Тульском регионе оригинальной научной школы. Проект «Интегральная этика» позволил раскрыть взаимосвязи фило­софского, прикладного и профессионального видов этики. Комплекс интегрального этического знания был реализован в профильных курсах по прикладной и профес­сиональной этике («этика образования», «этика права», «парламентская этика» и др.). В ходе осуществления проекта «Цифровая этика» были выявлены теоретический ба­зис и прикладные импликации цифровой этики как новой области прикладных этиче­ских исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елена Дмитриевна Мелешко , Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

доктор философских наук, профессор

Юлия Владимировна Назарова , Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

доктор философских наук, профессор

Опубликован
2023-12-25
Как цитировать
Мелешко , Е. Д., & Назарова , Ю. В. (2023). Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Этическая мысль | Ethical Thought, 23(2), 156-176. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-2-156-176
Раздел
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)