Этические проекты в сфере педагогического образования: опыт этического центра Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2023-23-2-156-176Ключевые слова:
этическое образование, прикладная этика, профессиональная этика, интегральная этика, история русской этики, цифровая этикаАннотация
В статье рассматривается опыт научно-исследовательской и образовательной деятельности этического центра Тульского региона, действующего в рамках кафедры философии и культурологии и научно-исследовательской лаборатории социологии и прикладной этики Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Этический центр формировался на основе научно-исследовательских традиций кафедры этики МГУ им. М.В. Ломоносова и сектора этики ИФ РАН. Актуальность проектов этического центра определяется тем, что они способствовали соединению исследовательских подходов, характерных для академической и университетской науки, обеспечивая практическое внедрение фундаментальных теоретических исследований в процесс подготовки педагогических кадров для высшей школы (в том числе кадров высшей квалификации). Новизна проектов этического центра задана тем, что они были нацелены на интеграцию фундаментальных теоретических исследований в области этики и их практическое внедрение в сферу педагогического образования. Основными проектами этического центра, получившими научную, учебно-методическую и образовательную апробацию, являются: 1) проект исследования истории русской этики и этического образования в России; 2) проект создания интегральной этики; и 3) проект разработки основ цифровой этики. В отношении каждого из проектов в статье рассматриваются: а) история и содержание; б) научное и учебно-методическое обеспечение; в) внедрение в образовательный процесс; г) институции, на базе которых он осуществлялся. Проект «Истории русской этики и этического образования в России» включает в себя анализ нравственно-религиозных учений Л.Н. Толстого и А.С. Хомякова в контексте истории этических учений в России. Он не только внес вклад в историко-этические исследования, но и позволил выявить концептуальные основания интегральной этики, что способствовало созданию в Тульском регионе оригинальной научной школы. Проект «Интегральная этика» позволил раскрыть взаимосвязи философского, прикладного и профессионального видов этики. Комплекс интегрального этического знания был реализован в профильных курсах по прикладной и профессиональной этике («этика образования», «этика права», «парламентская этика» и др.). В ходе осуществления проекта «Цифровая этика» были выявлены теоретический базис и прикладные импликации цифровой этики как новой области прикладных этических исследований.