Современная этика – опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы (материалы заочного «круглого стола»)

Авторы

  • Рубен Грантович Апресян * Институт философии РАН
  • Ольга Владимировна Артемьева Институт философии РАН
  • Елена Валериевна Беляева Белорусский государственный университет
  • Нонна Константиновна Эйнгорн Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Ольга Прокофьевна Зубец Институт философии РАН
  • Наталия Алексеевна Хафизова Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  • Елена Викторовна Кундеревич Киевский национальный университет культуры и искусств
  • Леонид Владимирович Максимов Институт философии РАН
  • Елена Дмитриевна Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
  • Татьяна Викторовна Мишаткина Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ
  • Владимир Николаевич Назаров Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
  • Вадим Юрьевич Перов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Татьяна Ивановна Пороховская Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Андрей Вячеславович Прокофьев Институт философии РАН
  • Александр Владимирович Разин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Алексей Вячеславович Скоморохов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Анатолий Петрович Скрипник Саровский физико-технический институт, филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-5-45

Ключевые слова:

этика (общая, нормативная, прикладная), мораль, история этики, преподавание этики, систематизация знания, философия и этика, ситуационный анализ

Аннотация

Круглый стол о различных подходах к систематизации этического знания в исследованиях и преподавании был организован по следам прошедшего в Секторе этики Института философии РАН обсуждения рукописи нового учебника «Этика» Р.Г. Апресяна, предложившего новационную модель представления этики в высшем образовании. На основе секторального обсуждения были предложены основные темы для круглого стола, касающиеся общих принципов структурирования этического знания в образовательных целях, критериев отбора значимой для этического образования теоретической и нормативной тематики, форм использования в преподавании этики историко-философского наследия и результаты современных дискуссий, разумного соотношения философской и прикладной этики, путей представления этических тем при преподавании других гуманитарных дисциплин, учета современного состояния российского высшего образования при преподавании этики и подготовки учебников (учебных пособий) по этике. Участники обсуждения (среди которых – специалисты из разных университетов России, а также Беларуси и Украины) делятся своим опытом преподавания этики и подготовки учебников по этике, причем не только в университетах, но и в средней школе. Обсуждение продемонстрировало довольно широкий спектр представленных в наличном региональном этическом дискурсе теоретических позиций, методологических и образовательно-методических установок. Вместе с тем оно показало, что проблема систематизации этического знания релевантна прежде всего задачам преподавания этики, а ее актуальность для этических исследований и разработок незначительна.

Биографии авторов

  • Рубен Грантович Апресян *, Институт философии РАН

    * доктор философских наук, заведующий сектором этики Института философии РАН (признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022)

  • Ольга Владимировна Артемьева, Институт философии РАН

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник

  • Елена Валериевна Беляева, Белорусский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии культуры

  • Нонна Константиновна Эйнгорн, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

    кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры департамента философии

  • Ольга Прокофьевна Зубец, Институт философии РАН

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник

  • Наталия Алексеевна Хафизова, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

    кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права

  • Елена Викторовна Кундеревич, Киевский национальный университет культуры и искусств

    кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

  • Леонид Владимирович Максимов, Институт философии РАН

    доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник

  • Елена Дмитриевна Мелешко, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

    доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологи

  • Татьяна Викторовна Мишаткина, Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ

    кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник

  • Владимир Николаевич Назаров, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

    доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологи

  • Вадим Юрьевич Перов, Санкт-Петербургский государственный университет

    кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой этики

  • Татьяна Ивановна Пороховская, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    кандидат философских наук, доцент кафедры этики

  • Андрей Вячеславович Прокофьев, Институт философии РАН

    доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

  • Александр Владимирович Разин, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этики

  • Алексей Вячеславович Скоморохов, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    аспирант кафедры этики

  • Анатолий Петрович Скрипник, Саровский физико-технический институт, филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ

    доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и истории

Загрузки

Опубликован

2019-04-11

Выпуск

Раздел

ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Как цитировать

Современная этика – опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы (материалы заочного «круглого стола»). (2019). Этическая мысль | Ethical Thought, 17(2), 5-45. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-5-45

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >>