«Новая этика»: культурные основания и перспективы для диалога

Авторы

  • Андрей Анатольевич Сычев ФГБОУ ВО «Националь­ный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» https://orcid.org/0000-0003-3757-4457

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-19-33

Ключевые слова:

новая этика, терапевтическая культура, культура согласия, культура отмены, культурные войны, жертва, индивидуальная идентичность, социальная иден­тичность, моральная идентичность, диалог

Аннотация

В статье рассматривается «новая этика» как процесс пересмотра моральных ориенти­ров, характеризующийся повышением порога чувствительности к проявлениям наси­лия и усилением нетерпимости к его виновникам. Цель статьи – проанализировать со­циокультурные основания «новой этики» и наметить перспективы решения проблем, связанных с обостряющимися конфликтами по поводу ценностных ориентиров разви­тия общества. Проанализированы дискуссии по поводу «новой этики», очерчено ее предметное поле. Показано, что предпосылки, цели и средства «новой этики» могут быть раскрыты при ее рассмотрении в контексте таких явлений, как «терапевтическая культура», «культура согласия», «культура отмены». Выдвигается гипотеза, согласно которой «новая этика» является современным этапом борьбы за определение идентич­ности, специфика которого обусловлена центральным положением фигуры жертвы. Развитие сетевой коммуникации позволило представителям дискриминируемых групп найти единомышленников и стать силой, с которой следует считаться всем, кто опаса­ется репутационных потерь. В то же время цифровизация спровоцировала разделение общества на конфликтующие стороны, которые не способны договориться. Сторонни­ки «новой этики» защищают право индивида на конструирование идентичности и сво­боду от внешних вмешательств в этот процесс. Защитники традиционной морали от­стаивают понимание идентичности как принадлежности к коллективу, определяющей  систему прав и обязанностей. Каждая сторона конфликта отстаивает свое – индивиду­алистическое или коллективистское понимание морали. Автор, исходя из положения о том, что мораль есть согласование частных и общественных интересов, делает вывод, что в риторике обеих противоборствующих сторон мораль подменяется идеологиче­скими построениями. Предлагается использовать понятие «моральная идентичность» для обозначения системы ценностных приоритетов, направленных на разрешение кон­фликтов между индивидуальной и коллективной, своей и чужой, традиционной и но­вой идентичностями. Анализ структуры и принципов построения такой ориентиро­ванной на диалог идентичности рассматривается как важная задача этики на совре­менном этапе ее развития.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Андрей Анатольевич Сычев , ФГБОУ ВО «Националь­ный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

    доктор философских наук, профессор

Загрузки

Опубликован

2024-12-27

Выпуск

Раздел

ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Как цитировать

«Новая этика»: культурные основания и перспективы для диалога. (2024). Этическая мысль | Ethical Thought, 24(2), 19-33. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-19-33

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)