И.Б. Эрхард и его «Апология дьявола» (1795) в контексте ранних дискуссий о кантовской философии.
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2024-24-2-138-149Ключевые слова:
И.Б. Эрхард, И. Кант, И.Г. Фихте, мораль, право, дьявол, злоАннотация
Философ и врач Иоганн Беньямин Эрхард (1766–1827) – сравнительно малоизученная, но весьма примечательная в истории послекантовской немецкой мысли фигура. Пик его творческой активности приходится на последнее десятилетие XVIII в. – время бурных дискуссий вокруг философии И. Канта, когда целый ряд мыслителей, по достоинству оценивших характер осуществленных им преобразований, пытались продолжить его начинание, оспаривая идеи философских оппонентов. Развивая одни его положения и отходя от других, они часто оказывались в идейном противостоянии как с самим Кантом, так и с другими кантианцами. Наряду с К.Л. Рейнгольдом, С. Маймоном, И.Г. Фихте, Т. Шмальцем, Л.Х. Якобом, К.Хр.Э. Шмидом и другими влиятельными продолжателями (и вместе с тем критиками) кантовской философии, И.Б. Эрхард находился в самой гуще этих дискуссий, ход которых отражает и одна из его главных работ – «Апология дьявола» (1795). В данной статье, которая представляет собой предисловие к переводу этой работы на русский язык, будут рассмотрены ее основные положения в контексте ряда философских проблем и разногласий, имеющих ключевое значение на заре развития одной из важнейших традиций европейской философии – немецкого идеализма. Особое внимание уделяется и личности самого Эрхарда в философском контексте его времени, в частности его персональным контактам с известными современниками.