Лукас ван Лейден, Й. Хёйзинга и пространство игры

Авторы

  • Рубен Грантович Апресян * Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2074-4870-2018-18-2-116-128

Ключевые слова:

игра, игровой элемент культуры, Хёйзинга, Лукас ван Лейден, Игра в шахматы, Мастер Е.С., Сад любви, Бахтин

Аннотация

Нидерландского художника начала ХVI в. Лукаса ван Лейдена и нидерландского теоретика культуры ХХ в. Йохана Хёйзингу связывает не только Лейден, где Лукас родился и провел почти всю жизнь, а Хёйзинга был профессором университета, но и интерес к игре. Теоретическому рассмотрению игры Хёйзинга посвятил труд, «Homo Ludens», до сих пор остающийся наиболее фундаментальным в этой области, а Лукас изобразил игру в нескольких своих произведениях. В статье предпринимается семантический анализ картины Лукаса «Игра в шахматы» (при сопоставительных параллелях с другими «игровыми» произведениями) и критическое прочтение ключевых пассажей книги Хёйзинги. Картина «Игра в шахматы» рассматривается с учетом предположения о наличии в ней матримониально ориентированного метанарратива, а за соотнесением художественного нарратива (сюжет картины) и метанарратива (ее предполагаемое содержание) усматривается некий супернарратив, который позволяет разглядеть в картине Лукаса определенную «концептуализацию» феномена игры, представляющую интерес в свете характеристик игры, предложенных Хейзингой и введенного им понятия «игрового элемента культуры». Хёйзинге принадлежит важное положение о том, что игра выполняет в культуре нормативную функцию. Но поскольку такую функцию в культуре выполняет не только игра, необходима спецификация этой функции в рамках игры, причем эта спецификация была бы тем более точна, чем более тонко дифференцировались разновидности игры, посредством которых нормативная функция осуществляется по-разному. Речь идет о таких разновидностях игры, как игра-воображения, игра-представление, игра-состязание, игра-церемония, игра-испытание, игра-тренинг и т.д. Наряду с этим необходимо различение игры как социокультурного феномена и социокультурных феноменов, содержащих игровой элемент. В основу такого различения могут быть положены именно те характеристики игры, которые выделяет Хёйзинга и анализ степени их актуальности для игровых элементов культуры.

Биография автора

  • Рубен Грантович Апресян *, Институт философии РАН

    * доктор философских наук, профессор (признан иностранным агентом Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2022)

Загрузки

Опубликован

2019-03-01

Выпуск

Раздел

ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Как цитировать

Лукас ван Лейден, Й. Хёйзинга и пространство игры. (2019). Этическая мысль | Ethical Thought, 18(2), 116-128. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2018-18-2-116-128

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>