Гипотеза подлинной моральной дилеммы и метод мысленного эксперимента в этике
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-1-24-39Ключевые слова:
мораль, этика, моральная дилемма, мысленный эксперимент, конфликт обязанностей, методологияАннотация
В статье представлен критический обзор гипотезы подлинной моральной дилеммы и метода мысленного эксперимента в этике. Актуальность темы исследования обусловлена той неясностью в академических публикациях по этике, которую создает использование по отношению к одной и той же воображаемой ситуации выражений «моральная дилемма» и «мысленный эксперимент» без прояснения их значения и взаимосвязи, а также ростом обоснованных сомнений в отношении концептуального смысла, скрывающегося за этими выражениями. Между примерами моральных дилемм и мысленных экспериментов есть тесная связь, так как все примеры, которые выдвигают сторонники возможности подлинной моральной дилеммы, являются мысленными экспериментами, но не все мысленные эксперименты, даже если допустить существование моральных дилемм, относятся к таким примерам. Более того, мысленные эксперименты используются как при попытках доказать возможность подлинной моральной дилеммы, так и опровергнуть такую возможность. Для уяснения на теоретическом уровне вопросов, связанных с возможностью моральной дилеммы, обоснованностью использования мысленных экспериментов в этике и связью между этими понятиями следует выделить и рассмотреть гипотезу подлинной моральной дилеммы, то есть концептуально оформленное предположение о возможности нерешаемого конфликта моральных обязанностей в жизни, а также метод мысленного эксперимента, то есть набор критериев и правил для создания и апелляции к определенным воображаемым ситуациям. Гипотеза подлинной моральной дилеммы – предположение о проявлении морали в жизни, а активное применение мысленного эксперимента в этике – факт, размышление над которым ставит вопрос о возможности и обоснованности использования метода мысленного эксперимента при размышлении о морали.