Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX – начала XX вв.

Авторы

  • Константин Евгеньевич Троицкий Институт философии РАН

Ключевые слова:

Кант, Виндельбанд, Зиммель, Вебер, категорический императив, ценности, универсальный моральный закон, индивидуальный закон, вечный мир, вечная борьба, разум

Аннотация

Статья обращается к видоизменению идеи императивности в кантианской традиции c акцентом на ее связи с вопросами войны и мира. Автор демонстрирует переход от категорического императива И. Канта к идее ценности в Баденской школе неокантианства, затем к критике универсального морального закона и провозглашению индивидуального закона у Г. Зиммеля и, наконец, к постулированию «вечной борьбы богов» как выражению неустранимого конфликта ценностей в работах М. Вебера. Тот факт, что речь идет именно о единой традиции, подтверждается большим вниманием и разработкой идей через оппозицию к системе И. Канта. Эта трансформация совпадает с отходом от идеалов поступательного развития провозглашенного эпохой Просвещения к постулированию перманентного экономического и военного конфликта. В XX и XXI вв., в эпоху опасности ядерной войны, мировоззрение «вечной борьбы» становится не только нереалистичным, но и недопустимым. Для нахождения путей к окончательному преодолению сложившийся установки и возобладанию стремления к согласию над разделением требуется осмысление того пути, который привел к настоящему положению вещей.

Загрузки

Опубликован

2019-04-09

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX – начала XX вв. (2019). Этическая мысль | Ethical Thought, 15(1), 201-220. https://et.iphras.ru/article/view/2644

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)