Не-убийство как начальный поступок
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-2-48-61Ключевые слова:
Аушвиц, нацистская мораль, «гуманное» убийство, моральная философия, поступок, заповедь, Спиноза, убийство как данность, не-убийство как начальный поступок, смертьАннотация
Мораль, если понимать ее как форму ценностно-нормативной регуляции, как совокупность норм, заповедей, идей, была активно вовлечена в механику Аушвица. Одним из ключевых понятий нацистской морали является «гуманное» убийство: понимание убийства нацистами как «гуманного» связывается с нацеленностью на борьбу со злом, с тем, что исполнитель убийства морально оправдывает и мотивирует его (благом других, в том числе и жертвы), со способом его осуществления, который должен быть щадящим в отношении как убийцы, так и его жертвы. В нацистской морали «добродетельный» человек берет на себя решение об убийстве, опираясь на моральную идеологию; убийство же как фактическое действие, как данность оказывается вне морали. Он воспроизводит описанную Спинозой ошибку Адама, принявшего слова истины бога за заповедь, закон. Подвергая критике рядоположенность моральных заповедей, автор приходит к выводу, что Аушвицу противостоит не заповедь, не моральный запрет «Не убий», а не-убийство как поступок. Философия, акцентировавшая фундаментальность смертности человека, вынуждается Аушвицем поставить в центр понятие «убийство» и постулировать данность не-убийства в качестве начального поступка – вне словесного выражения, рассмотрения, различения: как начало, делающее возможными язык, мышление и индивида как поступающего человека. Это означает поворот моральной философии: от содержательного развития моральной идеологии и спецификации морали через нюансирование мотивов, норм и ценностей – назад, к данности поступка, исключающей дифференциацию убийства по моральным основаниям. Поступок не-убийства не опосредован моралью, не задан тем, что убийство есть зло, но само то, что оно есть зло, вытекает из изначальности поступка не-совершения убийства, из решения не убивать, данного в поступке не-убийства. Сама моральная философия мыслится автором как мышление того, кто не убивает.