Золотое правило и принцип справедливости в этике Генри Сиджвика
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2022-22-2-86-99Ключевые слова:
Генри Сиджвик, Иммануил Кант, Золотое правило, универсализуемость, справедливость, мораль, этика, нормы, аналитическая этикаАннотация
В статье анализируются особенности концептуализации Золотого правила в этике Сиджвика. Значимость его подхода к исследованию Золотого правила определяется, в частности, тем, что он ввел Золотое правило в контекст теории морали и, сосредоточившись на анализе Золотого правила как высказывания, положил начало традиции осмысления правила в аналитической этике. В рассмотрении Золотого правила Сиджвик исходил из того, что оно представляет собой фундаментальную моральную интуицию, признаваемую всеми людьми. Однако евангельская формулировка правила, с его точки зрения, является неопределенной, допускающей двусмысленные и ложные толкования, и в силу значимости правила нуждается в прояснении и переформулировании. Стремясь рационализировать и прояснить нормативное содержание Золотого правила, Сиджвик связывает его с принципом справедливости, в котором акцентирует идею универсализуемости. Универсализуемость по Золотому правилу осуществляется через соотнесение человеком собственных оснований суждений и поступков с основаниями суждений и поступков других людей. Идея универсализуемости в его трактовке задает критерий правильного поступка вообще и правильного поступка по отношению к другим, в частности. Соединение Сиджвиком Золотого правила с принципом справедливости было существенным, поскольку чаще всего справедливость соотносили с талионом. Соотнесение же справедливости с Золотым правилом задает иной ее образ: справедливость проявляется во взаимной готовности людей действовать инициативно, сообразовывая свои интересы с интересами других и не допуская для себя исключений. Благодаря этому создается пространство человечности, создаются условия для позитивных взаимодействий между людьми.