Добродетель и долг в моральной философии Томаса Рида
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2021-21-1-106-121Ключевые слова:
мораль, добродетель, долг, благо человека в целом, природа человека, намерение, мотив, благоразумие, умеренность, стойкость, справедливость, человечностьАннотация
На материале этической концепции Томаса Рида показано, что в морально-философском учении, выстроенном вокруг понятий долга, обязанности, понятие добродетели также сохраняет свою значимость. Хотя Рид осознанно концептуализирует мораль через нормы и обязанности, в его представлении понятие добродетели играет важную роль. Без добродетели невозможно достижение двух специфичных для человеческой природы целей – собственного блага человека в целом и исполнения долга. Рид показывает, что добродетельность человека совпадает с его благом в целом, или счастьем. Однако эта цель может быть достигнута лишь в том случае, когда человек будет сочетать ее с исполнением долга ради долга, а не ради собственного интереса. В связи с принципом уважения к долгу роль добродетели Рид видит в том, что она есть необходимое условие исполнения человеком долга, обязанности. Именно добродетельность как качество морального субъекта, проявляющееся в способности различать добро и зло, выносить суждения относительно собственного долга и поступать соответственно своему пониманию-убеждению, через мотив делает добродетельным и должным совершаемый поступок. Посредством понятия добродетели Рид осмысливает важную для нововременной этики идею, согласно которой всякая осуществляемая в моральном поступке обязанность является внутренне обязывающей через моральный мотив.