Аристотель и стоики о внешних благах

  • Аслан Гусаевич Гаджикурбанов МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: Аристотель, стоики, «внешние» блага, счастье, инструментальный подход, моральный ригоризм, морально безразличное

Аннотация

Данная статья является своеобразной репликой на одну из публикаций, посвященных значимости «внешних» благ в концепции счастья у Аристотеля. Речь, в частности, идет об обоснованности так называемой инклюзивной доктрины относительно роли «внешних» благ в его моральной доктрине, согласно которой счастье у Аристотеля, будучи высшим моральным благом, может складываться из неморальных по своей природе благ. Автор рассматриваемой нами публикации утверждает, что предлагаемый им инструменталистский подход к перечисленным Аристотелем «внешним» благам позволяет придать всем им моральный смысл и тем самым включить их в само определение счастья. Как он полагает, последовательно инструменталистская интерпретация роли «внешних» благ у Аристотеля позволит сблизить его моральное учение со стоической доктриной, увидев в нем некую разновидность свойственного стоикам морального ригоризма. С нашей точки зрения, предлагаемая нашим оппонентом универсализация инструментального подхода к «внешним» благам у Аристотеля не всегда допустима и нисколько не приближает позицию великого моралиста к стоической моральной доктрине. Кроме того, моральный ригоризм стоиков относительно «внешних» благ должен быть соотнесен со стоической идеей о морально «безразличных» вещах. В этом случае обнаруживаются границы такого рода ригоризма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Аслан Гусаевич Гаджикурбанов, МГУ им. М.В. Ломоносова

доктор философских наук, доцент кафедры этики

Опубликован
2019-04-11
Как цитировать
Гаджикурбанов, А. Г. (2019). Аристотель и стоики о внешних благах. Этическая мысль | Ethical Thought, 18(1), 18-29. https://doi.org/10.21146/2074-4870-2018-18-1-18-29
Раздел
ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ