Этическая структура и моральная символика Ада в «Божественной Комедии» Данте
DOI:
https://doi.org/10.21146/2074-4870-2017-17-2-91-106Ключевые слова:
этика, ад, грешники, пороки, невоздержность, зверство, злоба, насилие, обман, предательствоАннотация
В статье анализируется трехуровневая этическая структура дантовского Ада (incontenenza – matta bestialitade – malizia) в соотношении с аристотелевской «триадой порочных нравов» (kakia, akrasia, thēriotēs). Параллельно исследуется взаимосвязь христианской схематики грехов с девятью кругами Ада. Обсуждаются возможные причины отклонения Данте от классической христианской схемы семи смертных грехов. Ставится вопрос о различении и совпадении содержания понятий «порок» и «грех» применительно к грешникам дантовского Ада. Подчеркивается, что Данте использует в основном четыре вида близких по значению терминов, характеризующих вину грешников Ада: 1) peccato (грех); 2) colpa (вина, проступок, грех); 3) vizio (порок, недостаток); 4) cattivo (дурной, порочный). Все это позволяет более четко определить меру справедливости при соотнесении греха (порока) и наказания.
Содержание статьи раскрывается через комментирование спорных моральных коллизий и этических проблем поэмы Данте, связанных, прежде всего, с соотношением античных и христианских реминисценций в его творчестве, а также через интерпретацию моральных символов и аллегорий Ада. Автор статьи выделяет (по числу кругов) девять этико-философских, символических значений идеи Ада, в том числе: Ад как символ нравственной свободы; Ад как символ абсолютного одиночества; Ад как символ «дурной бесконечности» страданий; Ад как символ самосуда души; Ад как символ вечного и «неполного» умирания и т. д. В заключении статьи рассматривается гуманистический смысл дантовского Ада, выраженный в понятиях «воля к Аду» и «право на Ад».